НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

РАЗДЕЛ III
СЕМЬЯ

ГЛАВА 9

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ

Статья 65. Права и обязанности семьи
Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.
За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66. Семья как естественная среда ребенка
Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.
Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Статья 661. Защита прав и законных интересов детей
При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами, попечителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.
Родители, опекуны, попечители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей
Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

ГЛАВА 10
ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Статья 73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве – свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, —
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678

"Об утверждении Положения о приемной семье"

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Общие положения

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей.

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем, а трудовой договор - между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение приемного родителя на основании документа и в срок, указанные в пункте 126 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 152 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 44, 1/7344; 2007 г., N 222, 1/8854) (далее - перечень).

4. Орган опеки и попечительства, уполномоченные им органы и организации определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье.

Социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям оказывают управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью.

5. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Порядок организации приемной семьи

6. Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства документы, указанные в пункте 120 перечня.

7. Органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей.

Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда;

справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год;

сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите.

8. На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями.

9. При отрицательном заключении и основанном на нем отказе в заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заявителю возвращаются все документы.

10. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации организуют в порядке, установленном органами образования, обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями, по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь.

11. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними.

При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Администрация учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

12. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);

медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Министерство здравоохранения);

13. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, принятое в срок, указанный в пункте 120 перечня.

14. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью с учетом срока, необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок, предусмотренный в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

15. В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор о передаче на воспитание каждого вновь поступающего в семью ребенка. Возможно заключение договора на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

В случае трудоустройства приемного ребенка по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия, а выплата средств на содержание приемного ребенка прекращается.

Передача новых детей в приемную семью возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства либо уполномоченных им органов и организаций.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством.

17. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь.

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. В случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с законодательством Республики Беларусь орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка на воспитание либо заключает договор с другим приемным родителем на время отсутствия основного приемного родителя.

20. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка.

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке.

21. Не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой).

Передача детей на воспитание в приемную семью

22. На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

23. По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида).

24. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам.

В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства.

Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения.

25. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.

26. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

27. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения;

абзац исключен. - Постановление Совмина от 17.12.2007 N 1747;

документ об обучении (для детей школьного возраста);

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Приемные родители, их права и обязанности

28. Исключен. - Постановление Совмина от 17.12.2007 N 1747.

29. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.

Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами.

30. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

31. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей.

32. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством.

Материальное обеспечение приемной семьи

33. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий.

34. Исключен. - Постановление Совмина от 23.03.2005 N 307.

34-1. Исключен. - Постановление Совмина от 23.03.2005 N 307.

35. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.

36. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях.

37. Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

38. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

39. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

 

Диагностика

Диагностика и обучение кандидатов в приемные родители  идет по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. Трудность в том, что критерии оценки приемных семей в Положении о приемной семье разработаны недостаточно, и часто, особенно на первых порах, в основу отбора были положены материальные условия семьи и здоровье родителей, прошлый положительный родительский опыт. Однако практика показала, что наиболее важным моментом успеха в размещении детей является мотивация кандидатов в приемные родители. Часто кандидаты не до конца понимают,чего потребует от них приемное родительство.

Привлекательным моментом для многих является возможность работы на дому и уверенность, что трудностей не будет, так как они уже воспитывали детей. Иногда мотивами являются желания решить проблемы личные: мне скучно, мои дети уже выросли или моим детям будет веселее, я не нахожу другой работы — это то, что всегда настораживает и такая семья, как правило, будет мало успешной. Иногда другие члены семьи кандидатов в приемные родители могут возражать против решения принять в семью чужих детей. Поэтому  на этапе диагностики и обучения следует убедить таких кандидатов отказаться от идеи создания приёмной семьи.

Диагностика приёмной семьи включает в себя:

психологическую диагностику супругов (будущих приемных родителей);

изучение возможностей и потенциала семьи;

социальное обследование материальных и жилищно-бытовых условий;

изучение мнения других членов семьи, проживающих совместно.

Для этого используются:

а) психологические диагностики: АСВ — анализ семейного воспитания;

16 PF — многофакторный личностный опросник Р. Кеттела.

 ЦТО — цветовой тест отношений.

б) анкеты и подборочные интервью: карта-информатор;

подборочное интервью с кандидатами в приемные родители;

вопросник для беседы с биологическими детьми кандидатов;

анкеты-рекомендации;

акты обследования жилищных условий;

анкеты исследования приемных семей.

Обследование проводят, как правило, два специалиста (педагог-психолог, социальный педагог). Оно включает 3-4 встречи и посещение семьи. Первая встреча проводится двумя специалистами одновременно, длительность одной встречи не должна превышать двух часов. Вся процедура обследования семьи длится не более одного месяца.

Дополнительное наблюдение за семьей проводится в процессе обучения семьи и подбора семьи для ребенка. Письменные заключения передаются в органы охраны детства, где принимаются решения о зачислении семьи в кандидаты в приемные родители.

Информационная карточка приемного родителя.

1. Ваша фамилия, имя, отчество?

2. Когда и где Вы родились?

3. Укажите почтовый индекс, домашний адрес и номер телефона.

4. Укажите образование и место работы.

5. Ваше семейное положение.

6. В каком году Вы вступили в брак? Были ли у Вас предыдущие браки?

7. Есть (были) ли дети в семье? Указать пол и год рождения, являются (являлись) ли дети родными, усыновленными или находятся (находились) на опеке.

8. Какое образование имели и кем работали Ваши мать и отец?

9. Была ли Ваша родительская семья полной?

10. Сколько детей было в семье Ваших родителей? Каким по счету ребенком были Вы?

11. Легко ли Вы могли в детстве высказать свое мнение матери (отцу)? Если нет, то, что мешало?

12. Прислушивались ли к Вашему мнению мать (отец)?

13. Имели ли родители любимцев среди братьев и сестер? Если да, то кто ими был?

14. Легко ли Вы могли подойти к матери (отцу) и приласкаться? Если нет, то, что этому мешало?

15. Опишите представления Вашего отца (матери) об идеальном ребенке.

16. Соответствовали ли Вы этому идеалу?