Педагогам

 

Единый алгоритм решения любого

школьного конфликта.

Рекомендации педагогам

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

Как сохранить здоровье подростка

Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия людей, а не только отсутствие болезни и физического дефекта. Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Подростковый возраст – это важнейший этап, когда закладывается фундамент для взрослой жизни, это период бурного развития и созревания, это время больших возможностей для формирования здорового образа жизни, но это и время большого риска для здоровья: физические и половые изменения в организме подростков опережают их психоэмоциональное развитие. Очень важно в подростковом возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.

                   Проблемы формирования здорового образа жизни подростков и молодежи являются наиболее актуальными на сегодняшний день, так как сегодняшние подростки – это будущее нашей страны, поэтому их здоровью уделяется пристальное внимание. К сожалению, сейчас подростки большую часть дня проводят в состоянии недвижимости, а для нормального развития подростку нужны не только умственные, но и физические нагрузки. Необходимо обратить внимание на физкультминутки на уроках, увеличить количество подвижных игр на уроках физкультуры, проводить занятия на свежем воздухе. Также важно помнить не только о физическом, но и о психическом здоровье подростка. Дети в подростковом возрасте находятся в наиболее противоречивых отношениях с окружающими людьми и миром. Это период формирования собственного мировоззрения и здесь очень важно сохранить и завоевать уважение ребёнка. Многие проблемы психического здоровья можно предотвратить, если оказать подростку достаточно внимания, несмотря на его демонстративную тягу к самостоятельности, он нуждается в поддержке взрослых, а особенно родителей. Ведь именно в семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Именно в семье, именно родители должны знать, как сохранить здоровье подростка, ведь это процесс трудоёмкий и требующий их активного участия.

                 В первую очередь на здоровье подростка влияет питание. В этот период растущему организму необходимо получать определенное количество витаминов, жиров, белков, углеводов и минеральных веществ. В ежедневном рационе должны быть фрукты, ягоды, овощи, каши, рыба, молочные продукты, мясо. Питаться подросток должен, как минимум 4 раза в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Недостаточное питание или, наоборот, переедание способствуют нарушению обмена веществ и появлению многих заболеваний. Важен также здоровый сон. Подросток должен спать 8-10 часов, засыпанию хорошо способствуют прогулки на свежем воздухе перед сном, комната, где спит подросток, должна быть проветрена. Нельзя недооценивать влияние на здоровье подростков вредных привычек. Конечно, далеко не все подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки,  но некоторые девушки и юноши таким образом хотят доказать свою взрослость, а для растущего организма вредные привычки очень опасны. Необходимо прививать позитивное отношение к здоровому образу жизни, поделиться с подростком информацией о серьёзных заболеваниях передающихся половым путем, таких, как СПИД, сифилис, вирусный гепатит, рассказать о планировании семьи, важно предостеречь подростка от ранней сексуальной жизни, рассказать о средствах контрацепции. Таким образом, основной путь к здоровью – воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребёнка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача взрослых – родителей, работников учреждений образования и здравоохранения, добиваться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

Педагогам: как воспитать уверенного ребенка.

Способы, которыми взрослые могут формировать уверенную личность, известны:

  • Признавать за каждым ребенком право на индивидуальность.
  • Понимать проблемы детей — это облегчает освоение жизненных навыков в сложном меняющемся мире.
  • Поддерживать стремление к самостоятельности: так вы побуждаете ребенка добиваться высоких целей, оставаясь при этом самим собой.
  • Любовь, которую дарят легко и открыто, так что дети могут понять, кто они есть, и стремиться к самоусовершенствованию.

Но власть взрослого имеет, как монета, две стороны:

  • способность вызвать застенчивость, ничего не делая из того, о чем сказано выше;
  • способность снизить застенчивость, придерживаясь этих принципов.

Вы можете использовать любую сторону монеты, но прежде задумайтесь над тем, что принесет большие дивиденды. Вы сначала должны осознать, какой властью располагаете, какие потребности других можете удовлетворить, а затем решить, как вы этим воспользуетесь. Не пускайте дело на самотек, так как в любом случае ответственность ложится на вас. Мудро распорядитесь своими инвестициями, чтобы они окупились в последующих поколениях.

Задача взрослых (родителей и учителей) — добиться того, чтобы ваши дети, дети ваших соседей, ваши ученики чувствовали себя хорошо. Помогите им найти в себе все достоинства.

Искренние комплименты

Первым делом, прямо сегодня дня начните хвалить своих детей и учеников за все, что считаете хорошим.

Лучше сказать: "По-моему, ты сделал себе отличную прическу", чем: "У тебя неплохая прическа".

Или скажите: "Мне понравилась твоя шутка (или то, как ты решил задачу). Чувство юмора, по-моему, прекрасная черта".

Поощряйте в детях щедрость на комплименты, может быть даже просто указывая им на желательность того или иного комплимента. Но не прибегайте при этом к принуждению: неискренность комплимента всегда бросается в глаза.

Научите детей принимать похвалу, причем таким образом, чтобы еще и поощрить хвалящего.

Научитесь непредвзято расценивать то, как ребенок ведет себя на ваших глазах, то, что вы от него слышите и каким его видите.

Чужие оценки часто необъективны

Слишком часто мы доверяем чужим мнениям о ребенке. Чужая оценка должна рассматриваться как сделанная в ином месте и в иное время. Рассказы о плохом поведении ребенка из уст его одноклассников, соседа или учителя, преподававшего в классе в прошлом году, не включают, как правило, упоминания об их собственной позиции или тех обстоятельствах, которые спровоцировали реакции ребенка.

Анализируя поведение ребенка, следует как можно подробнее осветить все внешние условия и обстоятельства. Обязательно отметьте роль, которую сыграли вы сами. Прежде чем ознакомить с этими данными других или включить их в личное дело, обязательно учтите и версию самого ребенка. Не исключено, что ваши версии в чем-то даже не пересекаются. Помните, что любому судье версия взрослого более импонирует. Компенсируйте этот эффект повышенным вниманием к другой стороне, к тому, как выглядит этот мир с другого конца телескопа.

Как помочь подростку приобрести уверенность в себе

         Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха: кто-то  боится высоты, кто-то — змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

          Часто у педагогов, которые работают с таким и учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор: неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная  картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и  внимания, ситуация может обернуться трагедией.


Советы по развитию чувства уверенности у подростков

1.          Старайтесь не сравнивать подростка с другими подростками, неважно в чью пользу идет сравнение. Более верный путь - научить подростка сравнивать себя "сегодняшнего" с собой "вчерашним" и видеть себя "завтрашнего". Вы можете сказать подростку: "Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой". Или: "Сегодня ты получил за контрольную двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то - то можешь получить лучшую оценку". Всегда оставляйте подростку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет подростку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2.         Признайте подростка таким, какой он есть. Часто взрослые хотят, чтобы подросток обладал какими-то конкретными достоинствами, которые взрослые особенно ценят. Стремясь воспитать в своем ученике эти качества, учителя не замечают, или не ценят других, какими подросток реально обладает. Любые маленькие личные победы подростка над самим собой - научился ли он правильно оформлять классную работу или победил в олимпиаде, соревновании - ничто не должно пройти мимо внимания классного руководителя. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3.         Учите подростка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов. Если вы вместе с подростком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст подростку, да и вам тоже, особое отношение к перспективам  подростка. В таком случае даже возможное при неудаче чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4.        Никогда никому не говорите о подростке плохо, не называйте его такими словами, как "глупый", "невезучий", "нет способностей" и т.д. Если у вас получится, постарайтесь даже не думать так. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в подростка.

5.        Позвольте, если можете, подростку спорить с вами. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему, хотя бы раз, поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Прислушайтесь к себе, какие при этом вы испытываете ощущения? Если в этот момент у вас проснулось чувство неуверенности в себе, обратитесь к самоучителю по уверенности в себе, это вас отвлечет и скорей всего поможет.

6.         Позвольте, если можете, подростку действовать самостоятельно. Не делайте за него того, что он может сделать сам. Величайшим даром, полученным от воспитателей, могла бы стать уверенность в себе, выросшая из привычки полагаться на собственные силы. В любом возрасте надо развивать чувство ответственности. Лишь,  будучи  независимым, ребенок  сможет познать радость  и  достоинство человека, твердо стоящего на ногах. На воспитателе лежит важный долг: помогать плавно переходить от зависимости к самостоятельности. В этом процессе подросткам нужно  предоставить право на ошибки. Чрезмерный контроль вреден, равно как и чрезмерная опека. Если ребенок собирается  упасть, позвольте ему  сделать  это. Он извлечет  выгоду из приобретенного  опыта. И разлить  стакан  воды - невелика  потеря. В противном случае не удивляйтесь, если  позже  при  необходимости  чего-то  добиться  собственными силами  подросток скажет: "У меня ничего  не получится!" Неуверенный  в  успехе, он не будет  предпринимать  никаких действий,  привыкнув к  тому,  что любая инициатива наказуема либо будет ждать подробных инструкций, неспособный действовать самостоятельно.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ

9 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Памятка для педагогов по профилактике

суицидального поведения

среди детей и подростков

Что делать и как помочь, если вы заметили склонность к суициду у подростка?

1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в школьном или классном коллективе.

2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания. 

3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать.

4. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.

5. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».

6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам.

7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение.

8. Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?». Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает «выпустить пар», выплеснуть эмоции.

9. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка!

Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% — это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

1. Неуравновешенные подростки.

2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.

4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

5. Подростки в состоянии сильного стресса.

6. Подростки из конфликтных семей.

Признаки готовящегося самоубийства:

1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).

2. Прощание в различных формах.

3. Письменные указания, раздача ценных вещей.

4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.

5. Угроза – прямая или косвенная.

Знак беды

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:

МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание

САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.

ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.

ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).

Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как»

Ф.Ницше

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

Признаки насилия

 и пренебрежительного отношения к нуждам

 и интересам ребёнка

Нередко в неблагополучных семьях имеют место случаи насилия, зачастую начилие может быть скрыто или завуалировано. Как же его распознать?

 1.Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия:

Внешний вид ребенка и характер травм:

-множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

-задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка:

 -редкие проявления радости, плаксивость;

 -реакция испуга на плач других детей;

 -крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

      пассивная реакция на боль;

 болезненное отношение к замечаниям, критике;

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

 негативизм, агрессивность;

 жестокое отношение к животным;

лживость, воровство;

Поведение родителей:

      -противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и             нежелание внести ясность в произошедшее;

      -несвоевременное обращение за медицинской помощью;

      -инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

      -обвинение в травмах самого ребенка;

      -неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

      -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

      -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

      - рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

2.Признаки, позволяющие заподозрить применение психологического насилия

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез;

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

Поведение взрослых

    - нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

    - оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

    - постоянное чрезмерное критичное отношение  к нему;

    - негативная характеристика ребенка;

    - отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

    - перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

    - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

 3.Признаки, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к  нуждам и интересам ребенка:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

 

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.

Педагог-психолог Сурмач Н.И.

Как педагогам повышать учебную мотивацию гимназистов

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями гимназиста в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы учащийся смог самостоятельно их сделать. Если в каком-то виде деятельности достигнуть мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для гимназистов важна сама личность педагога (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому учащемуся, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку учащемуся не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого педагога – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание педагогом незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Педагог-психолог Сурмач Н.И.

Рекомендации учителям-предметникам

 по организации образовательного процесса в 5-ых классах

 

Уважаемые учителя, помните, что при работе с учащимися 5 классов, пришедших к нам из начальной школы, обязательно необходимо:

  1. Формировать интерес к своему предмету через использование в максимально возможной степени  нетрадиционных форм проведения урока, их вариативность, использовать занимательный материал, ориентированный на социально и практически значимый результат.
  2. Активизировать мыслительную деятельность подростков на уроке при помощи проблемных ситуаций, наводящих вопросов, индивидуальных заданий.
  3. Необходимо дублировать информацию (слуховая и зрительные формы, делать смысловые акценты); предлагать детям повторять своими словами задание, объяснять его другим учащимся, просить описывать ситуации, организовывать обсуждения, когда дети должны понять друг друга; структурировать материал, давать образы и ключевые понятия.
  4. Создавать условия для  переживания школьниками ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций через использование  индивидуальных дифференцированных заданий, групповых форм работы на уроке.
  5. Придерживаться доброжелательно-строгого стиля общения с учащимися,  дифференцированно реагировать на случаи нарушения дисциплины в классе (в зависимости от причины).
  6. Соблюдать единство требований при организации всех этапов урока, оценивании учащихся. Необходимо делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.
  7. Строго отслеживать дозировку заданий на дом. Домашнее задание можно задавать в начале урока.
  8. Особое внимание нужно обратить на уроки обобщения и систематизации учебного материала.
  9. Осуществлять систематический контроль знаний учащихся, не забывать выставлять оценки в дневники учеников.
  10. Проводить четкое разделение между оценкой учебной деятельности, оценкой личности и оценкой поступков учащихся.
  11. Обязательно найти повод похвалить учащегося, независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел и слушал.
  12. В этот период педагогам необходимо сотрудничать с психологом и классным руководителем в решении школьных проблем ребенка.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

·         оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

·         ухудшают качество мышления;

·         снижают объективн6ость оценки окружающих;

·         по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6. Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

 9. Постоянно учитесь без каких либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая психологически комфортную среду в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.

12. Расширяйте пространственные границы мировосприятия. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной страны, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйтесь содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы в классе. Благополучие ребёнка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.

  1. Пресекайте любые насмешки  над неудачами одноклассников и любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  2. Если по каким-либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива.
  3. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом. По возможности надо воздерживаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличённым во лжи или воровстве.
  4. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
  5. Оценки за контрольные работы желательно не объявлять публично, а выставлять в дневники. Разбор ошибок необходимо делать либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
  6. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с учениками.
  7. Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни или литературы.
  8. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки.
  9. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счёт собственных способностей, а не за счёт унижения других.
  10. При распределении ребят по парам или командам лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  11. При наличии отвергаемого ребёнка, имеет смысл поговорить с ребятами о причинах их отношения. Обратить их внимание на чувства жертвы, его положительные качества.