Единый день информирования

Единый день информирования

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Государственная политика занятости в РБ. Совершенствование пенсионного обеспечения граждан
  2. Чернобыль 30 лет спустя. От преодоления последствий аварии к динамичному развитию пострадавших районов
  3. О мерах по предотвращению пожаров в Гродненской области
  4. Должностные инструкции заместителя руководителя, организующего идеологическую работу
  5. Государственная символика Республики Беларусь

 

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

 Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу;

гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел и других силовых структур в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;

ветеранам боевых действий на территории других государств;

инвалидам;

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

гражданам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации,
а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы
на Чернобыльской АЭС;

родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

лицам предпенсионного возраста;

гражданам, освобожденным из мест лишения свободы.

Ежегодно нанимателям устанавливается бронь для приема на работу более 20 тыс. человек, относящихся к таким категориям граждан.

В Гродненской области решениями местных исполнительных и распорядительных органов на 2016 год установлена бронь для приема на работу 5215 граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Для реализации мер в области занятости в стране создана государственная служба занятости населения. Ключевым инструментом регулирования занятости выступают государственные программы содействия занятости.

Основными задачами государственных программ содействия занятости являются:

оказание помощи гражданам в поиске подходящей работы,
а нанимателям – в подборе требуемых кадров;

организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

регистрация безработных граждан, выплата пособий по безработице, оказание других видов помощи безработным;

предоставление услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

стимулирование нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ.

В Беларуси действует Общереспубликанский банк вакансий (http://vacancy.mintrud.by/user/Pages/Public/Main.aspx), начал работу портал государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), который позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Основные итоги реализации государственной программы содействия занятости населения и инвестиционных проектов по созданию рабочих мест за 2011-2015 гг.

На Гродненщине за последнюю пятилетку в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 191 154  гражданина, зарегистрировано безработными 115 245  человек.

При посредничестве государственной службы занятости трудоустроено более 130 тыс. человек, в том числе около 84 тыс. безработных. Средний показатель трудоустройства безработных составил 44 %.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено более 9 тысяч безработных.

Справочно. В 2015 году обучение безработных осуществлялось по 43 профессиям. При этом около 12 % проходящих обучение получают две и более профессии.

С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской и ремесленной деятельности, услуг в сфере агроэкотуризма 1495 безработных.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности 374  инвалидов и создано 59 специальных рабочих мест для данной категории граждан.

В целях приобретения молодежью трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 20 тыс. учащихся и студентов.

В Гродненской области за 2015 год на вновь введенные рабочие места организациями принято на работу 3677 человек (в 2014 году – 4690, в 2013 – 4272).

Справочно. На ОАО «Стеклозавод «Неман» (открыт цех по производству стекловаты) – 20 рабочих мест; открыта средняя школа в м-не Вишневец – 152 рабочих места; на ОАО «Гродненский мясокомбинат» открыт цех по производству сырокопченых изделий –  создано 50 рабочих мест.

В соответствии с Постановлением Гродненской области на 2016 год доведено задание по трудоустройству 2200 человек на новые рабочие места, созданные за счет новых предприятий, а также по трудоустройству 1300 человек на новые рабочие места, созданные за счет организации новых производств на действующих предприятиях.

С целью выполнения задания по трудоустройству граждан в районных и Гродненском городском исполнительных комитетах разработаны поквартальные графики создания новых рабочих мест в разрезе организаций.

Гродненским облисполкомом ежемесячно проводится мониторинг создания новых организаций и рабочих мест. По оперативным данным в первом квартале 2016 года в целом по области создано 1073 новых рабочих места. Из них -  566 новых рабочих мест создано на зарегистрированных в 2015-2016 гг. коммерческих предприятиях, 144 новых рабочих места – в малых и микро организациях, зарегистрированных до 2015 года и некоммерческих организациях, зарегистрированных в 2015-2016 гг., 363 новых рабочих места – на действующих предприятиях.

За счет реализации инвестиционных проектов (создания новых и реконструкции действующих производств) в 2016 году на территории Гродненской области планируется создание около 1000 новых рабочих мест.

Наибольшее количество новых рабочих мест в 2016 году планируется создать в результате реализации следующих наиболее крупных инвестиционных проектов:

РУП «Белорусская атомная электростанция» «Проектирование и строительство Белорусской  атомной электростанции» в г.п.Островец – 380 новых рабочих мест;

ИООО «АРВИБЕЛАГРО» «Создание вертикально-интегрированного комплекса по промышленному производству продукции из мяса индейки» на территории Лидского района Гродненской области – более 170 новых рабочих мест;

ГОУП «УКС Гродненского облисполкома» «Предприятие по механической сортировке отходов» в г.Гродно – 100 новых рабочих мест;

ООО  «Фабрика Грибофф» «Строительство фабрики для производства грибов шампиньонов в Гродненском районе» – 74 новых рабочих места;

ООО «Праймилк» «Строительство завода по переработке сыворотки и производству сывороточно-жирового концентрата в г. Щучин» – 60 новых рабочих мест.

Текущая ситуация на рынке труда Республики Беларусь и перспективы его развития

В течение прошедшей пятилетки формирование трудовых ресурсов Гродненской области происходило в неблагоприятных демографических условиях, обусловленных сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В результате численность трудовых ресурсов и численность населения, занятого в экономике, снижались.

При этом в области сохраняется высокий уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам), который составил 78,1 %. По данному показателю среди других областей республики Гродненская находится на втором месте после Минской.

         Сохранению высокого уровня занятости способствовало перераспределение занятого населения из государственного сектора в негосударственный, а также в сферу услуг. Удельный вес занятых в государственном секторе снизился с 43,5 % до 41,6 %, доля занятых в сфере услуг увеличилась с 51,6 % до 53,8 %.

         Уровень зарегистрированной безработицы в области находился в рамках прогнозных параметров. В 2011 – 2014 гг. он составлял 0,6 – 0,7 % к численности экономически активного населения.

В конце 2014 г. на рынке труда проявились новые тенденции (увеличение обращений граждан в службу занятости, регистрации безработных, снижение и изменение структуры спроса на рабочую силу), которые обусловили рост уровня безработицы.

         Основные проблемы рынка труда сегодня – это проблемы внутренних рынков предприятий. На отдельных предприятиях наблюдаются сложности с реализацией готовой продукции, несвоевременные расчеты заказчиков за выполненные работы (товары, услуги), недостаток оборотных средств, снижение объемов производства. С целью сохранения трудовых коллективов наниматели прибегают к таким изменениям организации труда, как установление режима неполной занятости.

Работа в таких условиях также неизбежно вынуждает предприятия оптимизировать свою организационную структуру. В свою очередь через изменение спроса на рабочую силу это сказывается на рынке труда.

На ситуацию с безработицей также повлияло принятие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества». В области почти в два раза увеличилось количество зарегистрированных безработных из числа длительно (более одного года) не работающих.

В результате выросла конкуренция за рабочее место среди соискателей работы.

На 1 апреля 2016 года коэффициент напряженности на рынке труда достиг 1,7 безработного на одну вакансию, уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4% к численности экономически активного населения.

Ориентиры и приоритеты в сфере занятости на 2016-2020 гг.

В Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет ввода новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.

Снижению напряженности на рынке труда и решению проблем занятости будет служить выполнение мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73. Указанной Программой, в частности, предусмотрено:

оказать содействие в трудоустройстве 667,6 тыс. гражданам, в том числе по Брестской – 85,5 тыс., Витебской – 90 тыс., Гомельской – 114,1 тыс., Гродненской – 112,3 тыс., Минской –
106 тыс., Могилевской областях – 108,7 тыс., г.Минску – 51 тыс. человек;

направить на профессиональное обучение с выплатой пособий по безработице, материальной и других видов помощи
470,5 тыс. человек, в том числе по Брестской – 87,2 тыс., Витебской – 65 тыс., Гомельской – 87,5 тыс., Гродненской – 64,5 тыс., Минской – 57 тыс., Могилевской областям – 61 тыс., г.Минску – 48,3 тыс. человек;

установить нанимателям бронь для приема на работу 127,7 тыс. граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, в том числе по Брестской – 21,5 тыс., Витебской – 14,6 тыс., Гомельской – 18,4 тыс., Гродненской – 22,8 тыс., Минской –
25 тыс., Могилевской областям – 16,4 тыс., г.Минску – 9 тыс. человек;

оказать поддержку 9,2 тыс. безработных в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности в сфере агротуризма, в том числе по Брестской – 1,5 тыс., Витебской – 0,9 тыс., Гомельской – 1,9 тыс., Гродненской – 1,3 тыс., Минской – 1,3 тыс., Могилевской областям – 1,6 тыс., г.Минску – 0,8 тыс. человек;

предоставить денежные средства и возместить расходы на переезд 714 семей безработных, переселяющихся в другую местность с целью трудоустройства, в том числе по Брестской –
29, Витебской – 180, Гомельской – 105, Гродненской – 90, Минской – 160, Могилевской областям – 150 семей.

Совершенствование пенсионного обеспечения граждан

На обстановке на рынке труда, несомненно, скажутся и предполагаемые меры по повышению возраста выхода на пенсию.

Их необходимость диктуется, прежде всего, демографической ситуацией, проявляющейся в росте численности лиц пенсионного возраста при одновременном уменьшении населения трудоспособного возраста. Это создает угрозу возникновения дефицита средств на выплату пенсий и снижения уровня пенсионного обеспечения.

Ранее были приняты меры по адаптации пенсионной системы к изменяющимся реалиям.

Во-первых, введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы.

Во-вторых, с 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов – с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей – сохранен прежний 5-летний стаж.

В-третьих, на пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа.

В-четвертых, введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.

Удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси – пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий (при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке). Причем это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет).

Свою роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин – более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года). Но следует учитывать связанный с этим рост нагрузки на пенсионную систему. Ежемесячно на выплату пенсий работающим пенсионерам направляется более Br1 трлн.

В настоящее время в республике продолжают трудиться 663 тыс. пенсионеров. Важным индикатором пенсионного обеспечения является соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников. Вследствие демографических изменений этот показатель начал

снижаться: в 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008 году – 44%, в 2015 году – 41,7%. Если ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания.

Пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохраняется только в Беларуси, России и Узбекистане.

Справочно. Пенсионный возраст в различных странах:

Казахстан: мужчины – 63, женщины – 58;

Армения: мужчины – 63, женщины – 63;

Украина: мужчины – 60, женщины – 60;

Литва: мужчины – 62,5, женщины – 60;

Латвия: мужчины – 65, женщины – 65;

Польша: мужчины – 65, женщины – 60;

Чехия: мужчины – 61,8, женщины – 56-60;

Словакия: мужчины – 62, женщины – 62;

Словения: мужчины – 63, женщины – 61.

Сегодня в Беларуси практически четверть пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Справочно. По состоянию на апрель 2016 г. количество пенсионеров в органах по труду, занятости и социальной защите Гродненской области составляет 296 128 человек, 28 % численности населения. Рост количества и удельного веса получателей происходит за счет основной группы – пенсий по возрасту, составляющих 81 % общего количества.

В республике продолжается «старение» населения. В настоящее время 18% населения в возрасте старше 60 лет. Количество населения старше 65 лет составляет 14 %. Это в 2 раза превышает критерий, по которому ООН относит государство к числу стран со старым населением.

Начиная с 2010 г. по начало 2015 г. численность граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения Гродненской области увеличилась на 3,2%.

Справочно: Население старше трудоспособного возраста в общей численности населения на 01.01.2011 – 253852 человека, на 01.01.2012 - 254697, на 01.01.2013 – 256429, на 01.01.2014 – 258319, на 01.01.2015 – 262010 человек.

Женщины получают пенсию с 55, мужчины — с 60 лет. Пенсионное законодательство содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию. 

Пенсионная модель является распределительной, в основе которой лежит принцип солидарности, при котором пенсии выплачиваются за счет отчислений работающих. В области уменьшается количество занятого населения, что приводит к снижению поступлений в Фонд социальной защиты населения. Соотношение занятого к пенсионерам в 2014 году было 1,7 (в республике 1,8) , в 2015 – 1,67.

Справочно: В 2011 году в экономике были заняты 512,6 тыс., в 2013 – 501,1 тыс., в 2014 – 496,7 тыс., в 2015 – 493,4 тыс.

            В республике поддерживается коэффициент возмещения пенсии от средней заработной платы не менее 40 %. Средний размер трудовой пенсии по возрасту в области составляет 2 855 744 рублей, 43 % заработной платы.

Численность работающих пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составляет 24% общей численности, 69,6 тысяч человек, в том числе мужчин – 22,5 тыс. и женщин – 47,1 тыс.

Справочно: В 2010 году работали 61,9 тыс., в 2011 –65,8, в 2012 – 56,1 тыс., в 2013 – 59,9 тыс., в 2014 – 62,9 тыс., в 2015 –  68, 3 тыс. получателей пенсий.

Система, по которой можно отказаться от пенсии, продолжать работать и увеличить свою пенсию  за каждый дополнительный год работы после достижения пенсионного возраста, введена в октябре 2012 года.

Справочно: возможностью выбрать отложенную пенсию в области  воспользовались 26 человек.

Если с 2017 года приступить к плавному повышению пенсионного возраста, то это будет мягкой альтернативой – и для людей, и для рынка труда. При ежегодном повышении на 6 месяцев одновременно для женщин и для мужчин количество трудоспособного населения до 2030 года практически стабилизируется на сегодняшнем уровне (порядка 5,5 млн. человек).

Справочно.

В ближайшей перспективе ряд государств планируют повышение пенсионного возраста:

                Россия – до 65 лет для обоих полов;

Казахстан – до 63 лет для женщин;

Литва – до 65 лет для обоих полов;

Польша – до 67 лет для обоих полов;

США – до 69 лет для обоих полов.

 

2.ЧЕРНОБЫЛЬ 30 ЛЕТ СПУСТЯ. ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ

Чернобыльская трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 г., является крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в результате которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Россия и Украина.

Территория Республики Беларусь площадью 46,5 тыс. км2 подверглась радиоактивному загрязнению цезием-137 свыше 37 кБк (килобеккерелей) на 1 м2, что составляло 23% от общей  площади.

На загрязненной территории Беларуси в 1986 году проживало 2,2 млн. человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2016 г. № 9 к зоне проживания с периодическим радиационным контролем  (от 1 до 5 Ки/км2) отнесены  84 населенных пункта, расположенные на территории Дятловского, Ивьевского и Новогрудского районов с населением 16869 человек, из них 3287 детей.

Создан Государственный регистр лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, работает областной экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время в Гродненской области проживает 3652 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (которые наблюдаются в системе здравоохранения), 170 инвалидов и 54 детей-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Оздоровление населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий осуществляется в лучших здравницах республики. В Гродненской области это такие санатории, как «Радон», «Поречье», «Пралеска», «Энергетик». Дети направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение в ДРОЦ «Лесная поляна», «Ждановичи», детский санаторий «Неман-72», детское отделение «Боровичок» санатория «Радон».

Сегодня 57 районов нашей страны в различной степени загрязнены радионуклидами. Из них 21 район относится к наиболее пострадавшим. Территория лесного фонда, отнесенная к зонам радиоактивного загрязнения, составляет 17 тыс. км2 или 18% от общей площади лесного фонда.

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США.

После распада Советского Союза Республика Беларусь осталась «один на один» с масштабными чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей.

В 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время его функции выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (с 2006 года).

В стране сформирована нормативная правовая база, охватывающая все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В 1991 году были приняты два основополагающих закона:
«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Основным инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. За 1990–2015 годы выполнено 5 государственных чернобыльских программ. На их реализацию выделены из республиканского бюджета средства, эквивалентные  
22 млрд. долл. США.

Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы с общим бюджетом 15,4 трлн. рублей.

Мероприятия программы включали четыре основных направления:

социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения (51% общего финансирования);

радиационная защита и адресное применение защитных мер (16,2% финансирования);

социально-экономическое развитие пострадавших регионов (32,4% финансирования);

научное обеспечение и совершенствование информационной работы (0,4% финансирования).

Около 90% средств, выделенных на выполнение Госпрограммы, в виде субвенций переданы в бюджеты всех шести областей республики (субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки).

В стадии завершения находится четвертая Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года с бюджетом для Республики Беларусь 521 066 тыс. российских рублей.

Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1,5 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 262 тыс. детей и подростков. Расходы на проведение диспансеризации населения составили 5 млрд. рублей.

За период с 2011 по 2015 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 495 тыс. человек, в т.ч. 452 тыс. детей (в 2015 году оздоровлено
более 90 тыс. человек, в т.ч. 82 тыс. детей, а объем направленных средств составил 637,5 млрд. рублей).

Более 1,4 трлн. рублей ежегодно выделяются на бесплатное питание 119 тыс. учащихся, получающих общее базовое и среднее образование в учреждениях образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

За счет средств местных бюджетов обеспечены выплаты работникам согласно контрактной форме найма, приобретены медицинское оборудование, лекарственные средства и материалы
для зубопротезирования. Расходы на это направление составили 458,4 млрд. рублей.

В 1990–2015 годах проложено 3,3 тыс. км газопроводов, введено в эксплуатацию 2,7 тыс. км сетей водопровода и канализации, газифицировано 22 тыс. жилых домов, построено 157 общеобразо-вательных школ, 116 детских садов, 43 больницы, 148 амбулаторно-поликлинических учреждений, 68 тыс. квартир.

За период последней пятилетки сданы в эксплуатацию 517 квартир общей площадью 28 тыс. м2, газифицировано 9,5 тыс. жилых домов (квартир), проложено 0,8 тыс. км газопроводных сетей, обеспечено водоснабжение и проведена реконструкция водопроводных сетей протяженностью 149 км., проложен 101 км. дорожного полотна.

Справочно.

            Из введенных объектов наиболее значимыми являются:  хирургический корпус областного онкологического диспансера в г.Бресте, сад-школа в д.Ольшаны Столинского района, поликлинические корпуса Гомельского областного онкологического диспансера, Гомельского областного кардиологического диспансера, палатный корпус Могилевского областного онкологического диспансера, котельная больницы в н.п.Светиловичи Ветковского района, первая очередь спортивного комплекса в г.Быхове, районный дом культуры в г.Черикове Могилевской области.

На реализацию специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в 2011–2015 годах израсходовано 931,4 млрд. рублей. Всего реализовано 25 проектов.

За истекшее пятилетие на проведение защитных мероприятий
в сельскохозяйственном производстве направлено 2 253 млрд. рублей.

Справочно. Проведено известкование кислых почв на площади
134 тыс. га, поставлено 105 тыс. т действующего вещества фосфорных и 361 тыс. т действующего вещества калийных удобрений.

Для обработки химическими средствами 2 715 га посевов корнеплодов на загрязненных землях поставлены гербициды на сумму 3,8 млрд. рублей.

Создано 4 775 га культурных кормовых угодий на сумму
12 млрд. рублей для выпаса скота населения, проведены работы по подкормке азотными удобрениями 17 тыс. га ранее созданных культурных пастбищ.

В прошлой пятилетке проведены ремонтно-эксплуатационные работы на открытых внутрихозяйственных мелиоративных сетях протяженностью 7 305 км на сумму 40,5 млрд. рублей.

На содержание радиологической службы и проведение работ по радиологическому обследованию сельскохозяйственных земель направлено 37,5 млрд. рублей.

В 810 организациях, имеющих подразделения радиационного контроля, используется более 2 тыс. единиц радиометрического и спектрометрического оборудования.

В целях обеспечения производства нормативно-чистого молока в личных подсобных хозяйствах закуплено 848 тыс. т комбикорма с цезийсвязывающей добавкой на сумму 4 млрд. рублей.

Для улучшения санитарного состояния населенных пунктов, наведения порядка на землях, с которых отселено население, и снижения радиационной нагрузки на граждан предприятиями «Полесье» и «Радон» проведены работы по разборке и захоронению в Гомельской и Могилевской областях 17,3 тыс. объектов. На отселенных территориях всего захоронено 10,7 тыс. объектов, в том числе в Гомельской области 4,3 тыс. объектов, в Могилевской – 6,4 тыс. объектов.

В 2011–2015 годах в реабилитированных населенных пунктах проведены работы по разборке и вывозу 6512 подворий и строений. В оставшихся 202 населенных пунктах работы по захоронению необходимо завершить в течение ближайших пяти лет.

Всего в Республике Беларусь насчитывается 87 пунктов захоронений отходов дезактивации: в Гомельской области – 80, в Могилевской – 4, в Брестской – 3.

Администрацией зон отчуждения и отселения осуществляется  контрольно-пропускной режим в 13 районах Гомельской и Могилевской областей. В среднем на подконтрольной территории ежегодно осуществляется 1000–1200 рейдов по проверке соблюдения режима радиационной безопасности, составляется порядка 600–650 протоколов.

В 1988 году на прилегающей к Чернобыльской АЭС наиболее загрязненной территории трех районов – Брагинского, Наровлянского и Хойникского – создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (далее – ПГРЭЗ). Площадь территории заповедника составляет 216 тыс. га, площадь заповедной зоны – 148 тыс. га, площадь экспериментально-хозяйственной зоны – 68 тыс. га. На его территории сосредоточено 30% цезия-137, более 70% стронция-90 и около 97% изотопов плутония, выпавших на территорию Беларуси. Плотность загрязнения цезием-137 в ПГРЭЗ достигает 1350 Ки/км2, стронцием-90 – 70 Ки/км2, изотопами плутония-238, 239, 240 – 5 Ки/км2, америцием-241 – 3 Ки/км2, мощность дозы гамма-излучения – 2000 мкР/час (микрорентген в час).

Справочно. В заповеднике обитает 46 видов млекопитающих (из них 6 видов – медведь, барсук, рысь, соня-полчок, соня орешниковая, зубр – занесены в Красную книгу Республики Беларусь), 25 видов рыб, 18 видов герпетофауны (пресмыкающихся).Более 40 видов  животного мира относятся к числу редких или исчезающих. В заповеднике осуществлена интродукция (переселение) беловежских зубров, которых насчитывается уже 116 особей c 2007 года на территории заповедника обитают представители нового для Беларуси вида международной охранной значимости – лошади Пржевальского. Ведутся наблюдения за двумя табунками общей численностью 19 голов.

Территория ПГРЭЗ является важным резерватом сохранения разнообразия птиц не только Беларуси, но и Европы. В заповеднике зарегистрировано 222 вида птиц. Из них 61 вид занесен в Красную книгу Республики Беларусь.

Флора заповедника насчитывает 1 016 видов, из которых 44 занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

 

3.О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОЖАРОВ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В Республике в 2016 году (по состоянию на 15.04.2016) произошло 1525 пожаров (2015 – 1991 пожар), погибло 206 человек из них 2 детей (2015 – 211 человек, 7 детей).

В Гродненской области (по состоянию на 01.04.2016) произошло 197 пожаров, (2015 – 230 пожара), обнаружены погибшими на пожарах 23 человека (2015 – 33 человек, 4 детей).

Курение

Неосторожное обращение с огнём – одна из самых распространенных причин пожаров. Как правило, происходят данные трагедии из-за курения в нетрезвом состоянии.

Если приводить статистику за пять последних лет, из-за неосторожности при курении в республике погибли более 3 тысяч человек. Более 70% погибших пожарах людей стали жертвами неосторожного курения.

Дети

Взрослые могут и должны научить малышей, как правильно себя вести. В первую очередь объясните, что игры со спичками, печкой, розетками могут привести к пожару, который сделает больно. Обсуждайте с ребенком происходящие ситуации – на улице, в домашней обстановке, по дороге в детский сад. Комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе и кто поступает неправильно. Научить ребенка безопасности – задача непростая и делать это нужно с самых малых лет. Самое главное при этом – собственный пример родителей, их безопасное поведение.

За оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

АПИ

С 2002 года в республике автономные пожарные извещатели (далее – АПИ) спасли 1908 человек. В 2015 году – 74 жителя нашей страны, в том числе 15 детей, в Гродненской области спасено 23 человека (из них 2 ребенка), а в текущем году - 4.

Палы травы, костры

В Гродненской области в 2015 году произошло 611 пожаров сухой растительности на площади 324 га, 1 человек погиб. В 2016 – 72 случая (43,5 га).

Пока не войдет в силу молодая трава, сухостой в лесах, на полях и торфяниках – идеальная среда для развития пожара, способного вспыхнуть от небольшой искры. Даже при слабом ветре огонь быстро захватывает огромные территории. Он переходит на лесные массивы и может принять угрожающие размеры. От полыхающей травы загораются жилые дома, хозяйственные постройки, получают ожоги и гибнут люди.

Брошенного окурка, оставленной стеклянной бутылки достаточно, чтобы в жаркую пору в лесу, на торфянике или на сухой траве произошел пожар.

Разжигание костров разрешено при соблюдении ряда условий - окопать место, запастись ведрами с водой или огнетушителями, лопатами, а также учесть силу ветра. До строений должно быть не менее 10 метров, до леса – 20 метров, до скирд сена или соломы – 30 метров. Постоянно наблюдайте за костром.

Не запрещено приготовление пищи в специальных приспособлениях с использованием горящего угля. Это может быть мангал, барбекю, гриль и прочее. При этом расстояние до зданий и сооружений должно быть не менее 4 метров.

С наступлением  первых теплых дней многие устремляются в леса для отдыха на природе. Вот только оставляют после себя не только горы мусора, но и незатушенные костры. От культуры каждого из нас и зависит сохранность лесных угодий. Если вы обнаружили костер в лесу, лесопарковой зоне, вблизи торфяников, нужно немедленно сообщить в лесхоз или по тел. 101 или 112. Взвесив степень риска можно приступить к тушению самостоятельно, используя ветки, песок.

В соответствии со ст. 15.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов — предусмотрено наложение штрафа от 10 до 40 базовых величин (2 100 000-8 400 000 белорусских рублей), а ст.15.58 за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин (2 520 000 белорусских рублей). Также законодательством за подобные нарушения предусмотрена и уголовная ответственность.

Газ в быту

Эксплуатировать котел необходимо четко по инструкции. Перед розжигом следует:

- Убедиться, что запорные системы на подающем и обратном трубопроводах к котлу открыты, а также открыты все запорные устройства, установленные на системе отопления.

- Слить конденсат из нижнего кармана дымовой трубы для котлов, работающих с естественной тягой.

- Провести осмотр оголовков дымоходов и убедиться в отсутствии их закупорки. При обнаружении неисправности дымоходов и вентиляционных каналов котел не эксплуатировать.

- До начала розжига котла открыть линию подпитки системы отопления и контрольную линию заполнения расширительного бака.

Мы также напоминаем, что при обнаружении запаха газа в помещении в первую очередь оповестите окружающих об опасности. Ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнем, электроприборами и другими вероятными источниками зажигания. Перекройте кран на газовой трубе и проветрите помещение. Во избежание отравления дышите через влажную ткань, покиньте жилище.

Запрещается:

- оставлять работающие газовые приборы без присмотра;

- допускать к пользованию газовыми приборами детей;

- использовать газ и газовые приборы для сушки одежды и отопления помещений;

- применять открытый огонь для обнаружения утечки газа;

- самовольно производить замену пустых баллонов на заполненные газом, а также газификацию дома и ремонт газовых приборов.

4. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ

  1. Общие положения:

1.1. Должностная инструкция заместителя руководителя, организующего идеологическую работу (далее - заместитель руководителя), разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,       № 1/5358), Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 1/8024) и определяет его функции, должностные обязанности, права и ответственность.

1.2. Заместитель руководителя назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации по согласованию с соответствующими областными, Минским городским исполнительным комитетом, районным исполнительным комитетом и местными администрациями районов в городах.

1.3. На должность заместителя руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях

1.4. Заместитель руководителя в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей должностной инструкцией.

1.5. Заместитель руководителя должен знать:

 - основы идеологии белорусского государства;

- основные направления социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты, регламентирующие идеологическую и информационную деятельность в Республике Беларусь;

- финансово-хозяйственную деятельность организации; рыночные методы хозяйствования и управления;

- постановления органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития отрасли;

- методы организации и планирования работы в идеологической, общественно-политической и социально-экономической сферах;

- научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли экономики, управление экономикой и финансами организации;

- организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных и хозяйственных договоров, регулирование социально-трудовых отношений;

- основы психологии и конфликтологии;

 - основы трудового законодательства Республики Беларусь; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

2. Функции:

2.1. организация и проведение идеологической работы в учреждении и структурных подразделениях;

2.2. организационно - методическое обеспечение производственной деятельности, повышение производительности труда;

2.3. совершенствование идеологической работы по формированию стабильного морально-психологического климата в коллективе;

2.4. координация идеологической работы в структурных подразделениях; изучение, обобщение и внедрение передового опыта идеологической работы в организациях;

2.5. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности идеологической деятельности в организации;

2.6. пропаганда актуальных общественно-политических направлений развития района, области, государства;

2.7. организация функционирования горячих линий, прямых телефонов, заявительного принципа одного окна; оформление информационных стендов;

2.8. изучение, оценка политической ситуации в коллективе; организация действенных мероприятий по недопущению участия представителей коллектива в протестных акциях, митингах, забастовках и других антиобщественных мероприятиях.

3. Должностные обязанности:

3.1. осуществлять организационно-методологическое,  идеологическое сопровождение общественно-политической и социально-экономической деятельности организации;

3.2. осуществлять руководство и координацию идеологической работы в структурных подразделениях организации;

3.3. осуществлять контроль за работой структурных подразделений организации по идеологической, общественно-политической и социально-экономической работе;

3.4. организовывать оформление информационных стендов, других материалов по идеологии белорусского государства и профессиональной деятельности организации;

3.5. выполнять все рекомендации и предписания по работе  заявительного принципа одного окна, функционированию горячих линий, прямых телефонов, свободного доступа к книге заявлении и предложений;

3.6. в пределах своей компетенции проводить постоянное взаимодействие с местными исполнительными, распорядительными органами, учреждениями социально-культурной сферы, правоохранительными органами;

3.7. обеспечивать своевременное реагирование на критические выступления (сообщения) средств массовой информации в адрес организации; организовывать обсуждение важнейших социально-экономических решений администрации организации, органов государственного управления на собраниях трудовых коллективов, в печати, средствах массовой информации;

3.8. заслушивать отчеты руководителей структурных подразделений организации по идеологической и воспитательной работе в коллективах;

3.9. анализировать и вносить предложений для принятия управленческих решений по проблемным вопросам в организации;

3.10. принимать участие в заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;

3.11. взаимодействовать и вносить предложения по деятельности общественных объединений и других структур гражданского общества;

3.12. совместно со специалистами организации участвовать в разработке мероприятий по работе с кадрами, повышению мотивации труда, рациональному использованию сохранности производственных ресурсов;

3.13. участвовать в составлении планов по вопросам социального развития организации, культурного отдыха и здорового образа жизни, выполнении директив Президента Республики Беларусь;

3.14. принимать меры по реализации в организации государственной молодежной политики, направленной на решение проблем, связанных с адаптацией молодежи на рабочих местах, образованием, общественно-политическим воспитанием, охраной здоровья, отдыхом, досугом, культурой;

3.15. проводить непосредственную работу по решению проблемных вопросов, выраженных в предложениях и заявлениях граждан; обеспечивать организацию и проведение единых дней информирования, собраний, встреч, выступлений и отчетов перед коллективом руководителей различного уровня.

4. Права:

4.1. в пределах своей компетенции запрашивать информацию по общественно-политическому и социально-экономическому развитию республики, региона;

4.2. участвовать в разработке планов и документов по политическому и экономическому развитию учреждения;

4.3. вносить предложения по современным формам и методам политического и экономического прогресса отрасли;

4.4. принимать участие в подборе, расстановке и аттестации кадров учреждения;

4.5. организовывать мероприятия по проведению политических кампаний, собраний, митингов, акций, имеющих общегосударственное и местное значение;

4.6. участвовать в собраниях, совещаниях, комиссиях по различным аспектам политического, социального и экономического развития учреждения;

4.7. организовывать и участвовать в руководстве координационным советом по идеологической работе учреждения;

4.8. обеспечивать своевременное реагирование руководства учреждения на критические замечания в средствах массовой информации, заявлениях и обращениях граждан;

4.9. осуществлять контроль и координацию работы идеологического актива в структурных подразделениях учреждения;

4.10. проводить работу по идейно-нравственному и патриотическому воспитанию и пропаганде идеологии белорусского государства, региона, отрасли и учреждения.

5. Ответственность за:

5.1. разглашение информации, ставшей им известной в силу занимаемой должности, посторонним лицам без указаний на то вышестоящего руководства; разглашение государственной и служебной тайны;

5.2. неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

5.3. совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушений – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;

5.4. причинение материального ущерба -  в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;

5.5. нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

5.6. нарушение трудовой и исполнительской дисциплины согласно действующему законодательству Республики Беларусь.

5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Государственный флаг Республики Беларусь

http://president.gov.by/uploads/images/flag.jpg

 

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага.

Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Государственный герб Республики Беларусь

 http://president.gov.by/uploads/images/Gerb-250.jpg

       Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.
       Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь

             У адпаведнасцi з артыкулам 19 Канстытуцыi Рэспублiкi Беларусь Дзяржаўны сцяг, Дзяржаўны герб i Дзяржаўны гiмн з`яўляюцца сiмваламi яе дзяржаўнага суверэнiтэту.Прэзiдэнтам Рэспублiкi Беларусь была пастаўлена задача стварэння гiмна новай, незалежнай Беларусi. У якасцi Дзяржаўнага гiмна Рэспублiкi Беларусь Прэзiдэнт краiны зацвердзiў твор на музыку Н.Сакалоўскага i словы М.Клiмковiча, У.Карызны. У новым Дзяржаўным гiмне Рэспублiкi Беларусь захавана музыка Н.Сакалоўскага, якая сiмвалiзуе пераемнасць гiстарычных традыцый беларускага народа, карыстаецца папулярнасцю i павагай у прадстаўнiкоў розных пакаленняў грамадзян краiны i па сваiх мастацкiх якасцях адпавядае ўсiм патрабаванням, прад`яўляемым да гiмнiчных твораў.

           З прапанаваных варыянтаў тэкстаў гiмна на музыку Н.Сакалоўскага камiсiя i грамадскасць аддалi перавагу вершу М.Клiмковiча i У.Карызны. Захоўваючы адпаведнасць меладычным i рытмiчным асаблiвасцям музыкi Н.Сакалоўскага, гэты паэтычны твор у той жа час адлюстроўвае новыя палiтычныя, эканамiчныя i сацыяльныя ўмовы развiцця Рэспублiкi Беларусь як суверэннай, мiралюбiвай дзяржавы, падкрэслiвае патрыятызм i працавiтасць яе грамадзян, сяброўскiя адносiны памiж прадстаўнiкамi ўсiх нацыянальнасцей, якiя жывуць у наша йкраiне. Гэтым жа Указам Кiраўнiк дзяржавы зацвердзiў Палажэнне аб Дзяржаўным гiмне Рэспублiкi Беларусь, якое вызначае статус гiмна, умовы i правiлы яго выканання i выкарыстання. Зацвярджэннем Дзяржаўнага гiмна завяршыўся працэс фармiравання дзяржаўнай сiмволiкi Рэспублiкi Беларусь.

http://president.gov.by/ru/simvolika_ru/

Опубликованы поправки в Закон «О государственных символах Республики Беларусь»

13 июля 2015, 12:35

Закон № 283-З, вносящий изменения и дополнения в Закон «О государственных символах Республики Беларусь», был опубликован 11 июля 2015 г. на Национальном правовом Интернет-портале.

В соответствии с внесенными дополнениями, Государственный флаг теперь также поднимается или устанавливается:

в государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни на зданиях государственных организаций;

в помещениях, в которых проводится вручение государственных наград – на время вручения наград;